Экскурсия в Строгановку

с Кириллом и Еленой Чебурашкиными

Прогуливаясь по коридорам Строгановки, кого только не встретишь – античных богов, великих писателей, известных живописцев и… популярных дизайнеров! Экскурсию на кафедру «Дизайн мебели» отечественной кузницы дизайнерских кадров проведет ее заведующий Кирилл Чебурашкин.

    •  

      Кирилл Чебурашкин, заведующий кафедрой «Дизайн мебели», сейчас при исполнении – обкатывает опытный образец. А заодно развлекает младшую дочь Женю.

       

       

      Жена Елена тоже здесь, она – правая рука «кафедрала». Супруги сами окончили Строгановскую Академию, а потом, как это часто случается с ее выпускниками, вернулись преподавать.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Было очень интересно, классно… Здесь и общение со студентами, и возможность создавать проекты, которые на работе ты не можешь создать – более смелые, более эпатажные».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Строгановка – это такой удивительный заповедник. На входе словно стоит крупный фильтр, так что здесь нет плохих людей. У нас если человек пришел, он настроен на создание чего-то прекрасного и у него нет агрессии, нет хамства. Мы это очень ценим. Я бы сказал, что здесь какой-то идеальный мир».

       

       

      Студенты тоже чувствуют себя на кафедре как дома. Атмосфера здесь дружелюбная и камерная. На курсе всего 15−20 человек. Аудитории по-настоящему творческие и модные. Все участники так или иначе прикладывают к этому руку. Ну а процесс обучения – всегда веселый и неформальный.

       

       

      Даже такая серьезная штука, как выбор научного руководителя для диплома, у Чебурашкиных легко превращается в спектакль. Все просто. В каждом воздушном шарике – по фамилии. Выбрал, лопнул, получил преподавателя.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Вы знаете, в современном дизайне много вообще игрового момента. Ни одного архитектора, дизайнера без чувства юмора мы не знаем. Все знаменитые люди всегда иронично относятся к жизни, это залог успеха в этой профессии. Люди без чувства юмора у нас не приживаются, даже если приходят».

       

       

      Вместе с юмором приветствуются фантазия и здоровый прагматизм. На кафедре давно перестали сколачивать табуретки ради самих табуреток.

       

       

      Елена Чебурашкина: «У нас 90% заданий связаны с реальными производителями, у которых есть реальные потребности. И когда студент получает ТЗ, он получает не просто техническое задание на имя предмета, к примеру, табуретки, стула, барной стойки. А он получает очень много дополнительных вводных, из чего состоит ТЗ. И делает это для кого-то, кому это действительно нужно».

       

       

      Мебельные прототипы для дипломов и выставок теперь рождаются прямо на кафедре. Несколько лет назад Чебурашкины отстроили новую учебную мастерскую. Благодаря высоким пятиметровым потолкам 60 квадратных метров им удалось превратить почти в 140.

       

       

      Из обстановки, которую, естественно, делали сами, тоже выжали максимум. В лестничном пролете обустроили хранилище для крепежа. Деревянные верстаки снабдили мобильными мусорными контейнерами.

       

       

      За встроенными шкафами спрятали раздевалку для мастеров, которые помогают студентам.

       

      Елена Чебурашкина: «Здесь хранится их одежда. Здесь всяческие лозунги и рекомендации, как работать. Здесь душевая, где мастера могут переодеться и помыться. Для нас важно, чтобы мастерам в мастерской было хорошо, чтобы им было здесь приятно находиться, чтобы они чувствовали себя комфортно».

       

       

      Материалы для отделки и мебели выбирались простые, но выразительные.  От ОСБ-плит и фанеры сюрпризов, как обычно, ждать не пришлось, а вот с ручками вышла история.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Студент приехал, говорит, я был на распродаже, гаечные ключи по 5 рублей. Ну и мы купили этих гаечных ключей. А потом потратили тысяч десять на сверла, которые тупились о каленую сталь. Но всё-таки, раз уже начали, доделали».

       

       

      Инсталляция с инструментами на стене одновременно служит симпатичным декором и помогает поддерживать порядок – по ней сразу видно, чего не хватает. Работать в мастерской может сразу большая группа студентов. Для этого все верстаки поставили на колеса.

       

       

      Елена Чебурашкина: «Верстаки можно выдвинуть в центр мастерской, можно задвинуть назад. Сзади есть фотофон. Когда мы предмет доделываем, мы его фотографируем».

       

       

      После фотосессий и выставок удачные экземпляры переезжают в шоурум по соседству. Он неизменно пользуется популярностью у экскурсантов – абитуриентов и просто ценителей предметного дизайна.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Это табуретка-неваляшка, студенческий проект Полины Малютиной, студентки второго курса. Идея в том, что мы сидим и у нас три точки опоры – ноги и собственно пятая точка. Мы можем менять положение, а когда встаем, табурет сохранит свою устойчивостью. Ну и конечно, здесь такой элемент студенческого юмора, 190 лет выдержки – Строгановке в этом году 190 лет».

       

       

      А эта автопарта – дипломная работа Арсения Луткова – сначала задумывалась для взрослых творческих пространств. Но в серию так и не пошла. Тогда ее уменьшили, чтобы предложить детям, которые готовятся к школе.

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Здесь растет как столешница, так и сиденье с полутора до семи лет возраста ребенка. Когда ребенок заходит, он может столешницу наклонить. Тут же вставляется стаканчик – здесь может быть вода, чтобы красками рисовать, или карандаши. И самое главное, что эта парта занимает места столько же, сколько занимает обычный стол и стул. И при этом создает ощущение личного пространства, что очень важно в детских садах, где дети находятся по 8 часов и должны радоваться общению друг с другом».

       

       

      По части детской мебели Кирилл и Лена вообще настоящие эксперты. Сначала своим двум дочерям и сыну на 7 квадратных метрах создали занимательный «вертикальный» мир.

       

       

      А пару лет назад замахнулись на глобальную реконструкцию 70−метровой группы типового детского сада. Благодаря их хитроумным трансформерам воспитатели избавились от необходимости штабелировать и передвигать тяжелые кровати, а дети заполучили все пространство в свое распоряжение».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Это модульный подиум, под который закатывается сдвоенный модуль кроваток. И этот подиум может друг за другом тиражироваться. И кроватки тоже собираются в длинный поезд. Таким образом, 100 % площади детского садика после того, как мы убрали эти кроватки, и после сна используется для игры, для развития. И возникает зонирование». 

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Если мы залезаем наверх, то здесь у нас уже игровая история, связанная с развитием, с едой. Так как возникает перепад с уровнем, возникает вопрос безопасности, следовательно, появляются перила. А раз появляются перила, есть повод разместить на них развивающие элементы».

       

       

      За этот проект Чебурашкины даже получили президентскую премию в области искусства и мастерства. Своих студентов они тоже всячески продвигают. К примеру, престижная международная выставка молодых дизайнеров Salone Satellite без строгановцев никогда не обходится.

       

       

      В разное время здесь успешно «засветились» Арсений Лубков со своим мобильным рабочим местом, Семен Лавданский – с креслом-хребтом, Александра Федотова – с мебелью для ванных комнат, Татьяна Репина – с офисной мини-кухней, светильниками-колбами и декоративными панелями из хвойных иголок.

       

       

      Татьяна Репина: «Хвою просто сжигают на лесозаготовках на лесопилках, я ее взяла, забрала и сделала такой биоразлагаемый материал. Также этот материал можно использовать не только в мебели, но и в виде отделочного материала, как акустические панели. И у этого материала очень много возможностей в зависимости от связующего».

       

       

      В прошлом – студенты, а теперь уже состоявшиеся предметные дизайнеры Таня Репина и Семен Лавданский в альма-матер частенько заглядывают. На других посмотреть, себя показать. 

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «Мы стараемся эти отношения поддерживать и дальше. И это к взаимному удовольствию и пользе, потому что мы в каком-то смысле выступаем как агентство. К нам обращаются производители в поисках кадров. Ребята, которые по какой-то причине остались без работы, говорят нам: я свободен. И таким образом нам удается обеспечить эту коммуникацию. И нам кажется, в задачи образовательного учреждения это тоже входит. Ну и просто по-человечески это очень приятно».

       

       

      Кирилл Чебурашкин: «У нас уже мои ученики преподают и уже на подходе их ученики, которых мы присмотрели – мы вообще присматриваем лучших. И таким образом происходит обновление педагогического коллектива. Нам кажется, в этом тоже залог плавучести нашего дела». 

       

Наверх
  • Рейтинг: 10.00
  • Голосов: 5
  • Оцени:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  • Форум
Назад